Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. N 767н утверждены единые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, эти нормы действуют с 1 сентября 2023 года до 1 сентября 2029 года.

Выдавать СИЗ и смывающие средства работодатели будут на основании собственных норм, которые они должны самостоятельно разработать и закрепить в локальном акте на основании единых типовых норм (Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами утверждены Приказом Минтруда России от 29.10.2021 №766н) (далее — Правила), которые утверждаются отдельным документом, с учетом результатов проведенной СОУТ, оценки профессиональных рисков и мнения профсоюза или иного представительного органа работников (при наличии) (п.10 Правил).

Для организации обеспечения работников СИЗ работодателю необходимо издать локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения работников СИЗ (п. 77 Правил).

Потребность в СИЗ работодатель должен установить в зависимости от профессий (должностей) работников организации с учетом перечня и уровня воздействия на них вредных и (или) опасных производственных факторов и опасностей, которые установлены на рабочих местах по результатам СОУТ и ОПР, количества работников на этих рабочих местах, организации мероприятий по уходу и иных факторов, определяемых работодателем и влияющих на уровень потребности в СИЗ (п.13 Правил).

При этом информацию о СИЗ, необходимых работникам для трудовой деятельности, включая деятельность при совмещении профессий или выполнении совмещаемых работ, работодатель должен отразить в нормах (п.18 Правил).

Все СИЗ, включенные в нормы, являются обязательными к выдаче работникам за счет средств работодателя (п.20 Правил).

Обратите внимание: если наименование профессии (должности) работника в Единых типовых нормах отсутствует либо если уровень защиты, обеспечиваемый предлагаемым данными положениями набором СИЗ, не соответствует имеющимся на рабочих местах вредным и (или) опасным производственным факторам и опасностям, выявленным при проведении СОУТ и ОПР, работодатель при разработке норм должен руководствоваться всеми положениями Единых типовых норм, результатами СОУТ и ОПР, правилами по охране труда, паспортами безопасности при работе с конкретными химическими веществами и иными документами, содержащими информацию о необходимости применения СИЗ (п.18 Правил).

Для обеспечения защиты от загрязнений, воздействия агрессивных рабочих материалов, веществ и сред работникам в соответствии с нормами должны выдавать дерматологические СИЗ с подтвержденной эффективностью различных форм (кремы, эмульсии, гели, спреи) и видов действия (п. 35 Правил).

В отдельных случаях в дополнение к ним могут выдаваться дерматологические СИЗ очищающего типа (п.38 Правил ).

На работах, связанных с неустойчивыми загрязнениями, для использования в душевых или в помещениях для умывания работникам следует выдавать дерматологические СИЗ и смывающие средства в виде твердого мыла или жидких моющих средств (жидкое туалетное мыло, гель для тела и волос и др.) (п.36 Правил ).

Причем работодатель вправе не выдавать эти средства защиты непосредственно работнику, а обеспечить их постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях. Вносить отметку о выдаче на данных условиях данных смывающих средств в личную карточку учета выдачи СИЗ не нужно (п.37 Правил).

Однако работодатель должен следить за исправностью дозирующих систем (дозаторов), размещаемых в производственных или санитарно-бытовых помещениях, осуществлять их своевременный ремонт и замену (п.46 Правил).

Согласно п. 39, 40 Правил работодатель не должен допускать: замены смывающих средств на агрессивные для кожи средства (органические растворители, абразивные вещества (песок, чистящие порошки), каустическая сода и др.); замены дерматологических СИЗ очищающего типа на средства для очищения от устойчивых (или) особо устойчивых загрязнений.

Дерматологические СИЗ должны выдаваться ежемесячно, за исключением случая нахождения работника в отпуске. При этом оставшиеся не использованными по истечении отчетного периода дерматологические СИЗ могут применяться в следующем месяце при соблюдении срока годности. Выдача дерматологических СИЗ фиксируется в личной карточке учета выдачи СИЗ работнику с указанием информации о способе их выдачи: лично (индивидуально) или с использованием дозирующих систем. Данная информация отражается в личной карточке учета выдачи СИЗ с проставлением соответствующей отметки в графе «Лично/дозатор» (п. 47 Правил).

12. Работник обязан:

  • эксплуатировать (использовать) по назначению выданные ему СИЗ;
  • соблюдать правила эксплуатации (использования) СИЗ;
  • проводить перед началом работы осмотр, оценку исправности, комплектности и пригодности СИЗ, информировать работодателя о потере целостности выданных СИЗ, загрязнении, их порче, выходе из строя (неисправности), утрате или пропаже;
  • информировать работодателя об изменившихся антропометрических данных;
  • вернуть работодателю утратившие до окончания нормативного срока эксплуатации или срока годности целостность или испорченные СИЗ;
  • вернуть работодателю СИЗ по истечении нормативного срока эксплуатации или срока годности, а также в случае увольнения работника.

Вместе с тем с 1 сентября 2023 года до 31 декабря 2024 года работодатель вправе продолжать выдавать персоналу СИЗ и смывающие средства на основании прежних типовых норм, изданных до 1 марта 2022 г.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 18. Новые правила выдачи СИЗ ( с 01.09.2023г)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика