С началом проведения СВО Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации принят комплекс мер по обеспечению оперативного содействия в разрешении возможных проблем участников СВО и членов их семей. Особенно это касается оказания помощи в установлении местонахождения военнослужащего, содействия в освобождении из плена и возвращении на территорию Российской Федерации.
Получить устную консультацию по вопросам оказания помощи в установлении местонахождения военнослужащего, содействия в освобождении военнослужащего из плена и возвращении на территорию Российской Федерации и т.п. можно по тел.: 8 (8652) 37-14-52 (Рассказова Галина Николаевна).
Получить устную консультацию по вопросам получения мер социальной поддержки, невыплаты или несвоевременной выплаты денежного довольствия военнослужащим, оказания некачественной медицинской помощи и т.п. можно по тел.: 8 (8652) 37-14-53 (Лозовая Наталья Владимировна).
Обратиться к Уполномоченному можно также письменно, направив обращение (с приложением документов по существу вопроса) по адресу:355035, г. Ставрополь, ул. Ленина, 221;
— онлайн на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае.
РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке обращений по вопросам оказания содействия в розыске пропавших без вести участников специальной военной операции, возвращении из плена российских военнослужащих, розыске и эвакуации тел погибших участников специальной военной операции
1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1.1. В части обращений по вопросам СВО полномочия подразделений
Минобороны России распределяются следующим образом:
- Главное управление военной полиции — вопросы, связанные с розыском (обменом) попавших в плен, розыском пропавших без вести, поиском погибших военнослужащих (тел), обменом телами (адрес: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, Главное управление военной полиции по Южному военному округу, адрес: 344 ООО, г. Ростов-на-Дону, ул. Тельмана, Д. 33).
- Главное управление кадров — вопросы, связанные с установлением местонахождения военнослужащего (при длительном отсутствии связи, вопросы прохождения службы, ротации и т.д.) (адрес: 119160, г. Москва, 1-й Хорошевский проезд, д. 3);
- Управление по работе с обращениями граждан — наличие нескольких вопросов, относящихся к компетенции различных подразделений Минобороны России или спорных ситуаций; выплат, а также в отношении военнослужащих, заключивших контракт из мест лишения свободы (адрес: 119160, г. Москва, Колымажный переулок, д. 14).
1.2. Главный военный прокурор Российской Федерации (адрес: 119 021, г.Москва, пер. Хользунова, д. 14) и военный прокурор Южного военного округа (адрес: 344 007, г. Ростов на Дону, ул. Пушкинская, д. 72А) по вопросам нарушения прав военнослужащих, членов их семьи на обеспечение денежного довольствия, получения социальных льгот и медицинской помощи, противоправные действия командира воинской части и т.д.
1.3. Международный Комитет Красного Креста и Центральное агентство по розыску МККК рекомендуется использовать следующие контактные данные: 129090, Россия, г.Москва, Грохольский пер, 13, стр. 1; тел: +7(495)626-54-26; e-mail: mos_moscou@icrc.org.
Следует иметь ввиду:
МККК в рамках своего мандата взаимодействует только с близкими родственниками военнослужащего (третьим лицам информация не разглашается);
В МККК следует обращаться с просьбами о посещении военнопленных, передаче писем и корреспонденции, розыска без вести пропавших и установления связей с родственниками.
Вопросы включения военнослужащих в обменные процессы не относятся к компетенции МККК, а являются прерогативой Минобороны России.
1.4. Обращениями по вопросам СВО также занимаются Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (адрес: 119121, г. Москва, Смоленский бульвар, д. 19, строение 2, интернет-приемная на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (ombudsmanrf.org); региональные уполномоченные — Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае (адрес: 355 035, г.Ставрополь, ул. Ленина, 221, на адрес электронной почты ombuds_stavrop@list.ru).
К уполномоченному по права человека (далее — Уполномоченный) рекомендуется обращаться, если длительное время нет ответа из Минобороны России, других государственных органов, появились новые дополнительные данные, имеющие существенное значение, либо выявлены противоречия в статусе военнослужащего (в плену, без вести пропал, погиб, самовольно оставил часть), требующие дополнительной проверки.
Рекомендуется направлять Уполномоченному обращение в отношении одного военнослужащего по одному вопросу (в случае коллективного обращения указывать данные по каждому военнослужащему). При невозможности — разделять обращения по тематике, не смешивая разнотипные вопросы и избегать противоречий в статусе военнослужащего (пропал без вести; находится в плену; не выходит на связь или иное). Если имеется неопределенность в статусе военнослужащего, то важно дать максимально подробную информацию по ситуации. Учитывать при этом, что отсутствие у родственников информации от военнослужащего (пусть и длительное по времени) не влечет автоматического отнесения его к категории пропавшего без вести или находящегося в плену.
В случае направления обращения, по которому уже были получены ответы от компетентных органов, следует приобщать их в пакет материалов.
2. РЕКОМЕНДАЦИИ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЩЕНИЯ
2.1. Обращение должно содержать следующие сведения:
- контактные данные заявителей (сотовые и городские телефоны, адреса электронной почты, место жительства);
- копии документов, подтверждающих родственные связи с военнослужащим, или доверенности на право обращения в компетентные органы от военнослужащего (в случае их отсутствия вопросы, связанные с выплатами, предоставлением социальных гарантий, а также оказанием медицинской помощи компетентными подразделениями Минобороны России остаются без рассмотрения до момента их фактического предоставления);
- максимально полные сведения о военнослужащем:
- дата рождения;
- воинское звание;
- личный номер, позывной;
- статус: контрактник (доброволец) или мобилизованный; лицо, заключившее контракт из мест лишения свободы;
- данные о месте прохождения службы и обстоятельствах, послуживших основанием для обращения свидетельские показания и данные сослуживцев.
Если находится в плену — то чем и кем подтверждается, имеющиеся факты и доказательства; если пропал без вести — то откуда получены сведения, их достоверность, есть ли очевидцы и свидетели, данные о последнем месте его нахождения, а также документальное их подтверждение и т.п.
2.2. В обращении важно также указать:
- обращались ли заявители в МККК, точную или примерную дату обращения и результаты (была ли обратная связь, в чем она выражалась, предоставлялась ли информация о результатах розыска военнослужащего или посещении его в плену);
- каков состав семьи военнослужащего, наличие несовершеннолетних детей и престарелых родителей, нуждающихся в постоянном уходе, о других проблемах и вопросах, требующих разрешения (волонтерская, материальная, психологическая или иная помощь). В подобных случаях следует указывать о мерах поддержки семьи военнослужащего, в том числе со стороны органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
- какие именно действия предпринимались родственниками военнослужащего (куда и когда обращались, какие ответы получены, сдавались ли образцы ДНК для последующей идентификации и т.п.).
В целях исключения военнослужащего из списков возможных погибших необходимо кровным родственникам, сдать ДНК-тест в военном комиссариате по месту жительства для отправки в 522 Центр приема, обработки и отправки погибших по адресу: 344 069, г. Ростов-на-Дону, ул. Оганова, д. 10.
Следует иметь ввиду, срок сравнения взятых ДНК-образцов может достигать 6 месяцев.
3. О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УПОЛНОМОЧЕННОГО С ОРГАНАМИ и УЧРЕЖДЕНИЯМИ
3.1. Налажено взаимодействие в режиме «обратной связи» с:
- Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;
- правительством Ставропольского края и органами исполнительной власти края;
- военными прокурорами гарнизонов и командирами воинских частей Южного военного округа;
- региональным управлением военной полиции в Южном военном округе;
- военным комиссариатом Ставропольского края и военными комиссариатами городских и муниципальных округов края;
- филиалом Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции по Ставропольскому краю «Защитники Отечества», совместно с которым разработан алгоритм действий родственников, когда связь с военнослужащим прекратилась. Данный документ Фондом направлен социальным координаторам для использования в работе.
Выстроено сотрудничество с общественными объединениями, фондами, иными учреждениями и организациями.
4. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРИ РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИИ
4.1. Обращения по доводам об установлении судьбы военнослужащего,
с которым прекратилась связь, направляются:
- Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, для рассмотрения во взаимодействии с Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с выработанным алгоритмом действий;
- Начальнику Регионального управления военной полиции по Южному военному округу для рассмотрения по компетенции о проведении мероприятий по установлению местонахождения военнослужащего;
4.2. Обращения по доводам об освобождении из плена и возвращении
на территорию Российской Федерации военнослужащего при наличии
объективных данных (материалов) о нахождении его в плену, направляются:
- Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, для рассмотрения в соответствии с выработанным алгоритмом действий (если ранее обращение об установлении судьбы военнослужащего направлялось УПЧ в РФ, дополнительно предоставляются извещения о статусе «военнопленный», присвоенный командиром воинской части; видеоролик военнопленного; информация МККК о посещении в плену;
- в Министерство обороны Российской Федерации для рассмотрения по существу, с предоставлением объективных материалов о нахождении военнослужащего в плену и внесения его в список на обмен.
4.3. Обращения по вопросам медицины направляются в Главное
военно-медицинское управление Министерства Обороны Российской
Федерации.
4.4. Обращения по доводам о невыплате (несвоевременной выплате или
необоснованном отказе в выплате) денежного довольствия, единовременной
социальной выплаты, в предоставлении социальных льгот направляются
надзирающему военному прокурору гарнизона и горрайпрокурорам.
По вопросам нарушения прав участники специальной военной операции, члены их семей и родственники вправе самостоятельно обратиться в вышеуказанные органы.
В случае неполучения ответа, а также несогласия с результатами рассмотрения обращения, заявитель может обратиться к Уполномоченному.
В аппарате Уполномоченного по правам человека Ставропольском крае получить устную консультацию можно телефонам: 8 (8652) 37-14-52,8 (8652) 37-14-53