Роструд и его территориальные органы – государственные инспекции труда – осуществляют государственный контроль за соблюдением обязательных требований Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
ГИТ обязана контролировать проведение специальной оценки условий труда, в т.ч. учет результатов декларирования условий труда как финальной стадии проведения специальной оценки условий труда.
Поэтому, приходя с проверкой в организацию, представитель Государственной инспекции труда предварительно просматривает информацию о наличии декларации условий труда в Общероссийской базе данных и при ее отсутствии вправе предъявить законные требования о нарушении порядка или непроведении специальной оценки условий труда, результатом которого будет штраф в размере 60-80 тысяч рублей.
Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда на всех рабочих местах – офис это или производство, стационарное это рабочее место или не стационарное (водители, курьеры, грузчики и т.д.).
В соответствии с Законом специальная оценка условий труда не проводится только на рабочих местах надомников, дистанционных работников, а также работников, когда их работодателем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.
За непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель подвергается штрафным санкциям в размере 60-80 тысяч рублей, вплоть до приостановки деятельности, согласно ст.5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
(КоАП РФ Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
Часть 2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
-на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
-на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
-на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.)
Часть 5 статьи. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа
-на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
-на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
-на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушением порядка проведения спецоценки могут быть признаны следующие действия (бездействие) работодателя:
1) несоблюдение срока проведения спецоценки;
2) отсутствие ознакомления работников с результатами спецоценки на их рабочих местах с подтверждением личной подписью работника;
3) нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
4) проведение спецоценки:
– без привлечения специализированной организации, имеющей право на осуществление деятельности по проведению СОУТ;
– без формирования комиссии по ее проведению;
– не на всех рабочих местах;
5) не задекларированы условия труда;
6) умышленное сокрытие документов или информации от специализированной организации, выполняющей СОУТ, следствием которого стало несоответствие результатов проверки фактическому положению дел.
Отметим, что к ответственности могут привлечь как саму организацию, так и ее руководителя (его заместителя), специалиста по охране труда или иное ответственное лицо, уполномоченное на проведение специальной оценки в силу должностных обязанностей или на основании приказа руководителя. Привлечение к ответственности организации не исключает одновременного применения наказания к перечисленным выше лицам (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Более того, возможно наложение административного штрафа за КАЖДОЕ рабочее место, на котором не проведена специальная оценка условий труда либо нарушен порядок ее проведения. ( На сегодня прямого указания об этом нет в диспозиции статьи 5.27.1 КОАП РФ, но в ближайшее время готовятся изменения в законодательство о труде)