Присоединиться к каналу Соцконтракт Грачевский МО в Telegram @GRACHSC
? Скачать примерную форму Бизнес-плана
Рекомендации по заполнению примерной формы и содержанию бизнес-плана
Раздел «Резюме»
В данном разделе необходимо указать название вида деятельности (ОКВЭД – классификатором кодов внешнеэкономической деятельности). Не стоит много расписывать. Достаточно лаконично, но емко. Если торговля, то торговля продуктами питания, или сантехника, и т.д., если услуги, то перечислите услуги – услуги населению: парикмахерские услуги, ветеринарные услуги, ветеринарная клиника, и т.д., если производство, то каких товаров.
Кроме того, какую систему налогообложения планируется применять (общая, упрощенная, единых сельскохозяйственный налог, налог на профессиональный доход).
Имеете ли гражданин, как начинающий предприниматель, опыт работы в сфере, выбранной для собственного бизнеса. Необходима ли специальная квалификация для осуществления деятельности и есть ли у гражданина опыт работы в той сфере, в которой собираетесь осуществлять предпринимательскую деятельность.
Краткое описание – производства (реализации) какого товара (оказанием каких услуг) будет заниматься гражданин. Конкурентные преимущества бизнес-плана на рынке. Основные этапы производства продукции (реализации товаров), работ, услуг, ассортимент производимой продукции, реализуемых товаров, услуг. Определяются объемы и сроки, необходимые для производства. Как будет осуществляться распределение (продажа) готовой продукции (товаров, работ, услуг). Потенциальные потребители (покупатели) товаров, услуг. Указывается общая стоимость бизнес-плана в рублях. Укажите срок окупаемости и точку безубыточности бизнес-плана.
Раздел «Производственный план»
В данном разделе указывается месторасположение ведения бизнеса указать адрес, по которому планируется осуществлять предпринимательскую деятельность (указать условия размещения – аренда или собственность) где будет находиться офис, магазин, или склад. Если предполагается вести деятельность на дому, то это также необходимо указать. Также здесь необходимо описать это место (близость к клиентам, поставщикам сырья, доступность рабочей силы, транспорта и т.д.).
К примеру, офис. Какой метраж, где он будет: в торговом или офисном центре, готовый к эксплуатации или потребует ремонта. Очень важно, если средства государственной социальной помощи на основании социального контракта будут направляться на покрытие расходов на аренду, то надо указывать конкретный адрес, по которому будет осуществляться деятельность.
Кроме того, указываются, какие активы (имущество), находящиеся в собственности гражданина, планируется использовать при реализации бизнес-плана, что и для каких целей будет использовано (при наличии такого имущества).
Укажите, какие разрешительные документы необходимы для начала бизнеса, в том числе:
- необходимо ли получение разрешения для осуществление деятельности (лицензия, разрешение на торговлю, сертификат соответствия, гигиеническое заключение, согласования инспекций и т.д.), ориентировочный размер затрат на их получение;
- как будут оформляться сделки с поставщиками и потребителями, а также трудовые отношения (если планируется привлечение наемных работников);
- иные документы, необходимые для запуска бизнес-плана (договор аренды, договор на вывоз ТБО, договор на уборку помещений, медицинские книжки для сотрудников, документы, подтверждающие квалификацию сотрудников и т.д.).
Требуемое количество персонала для начала реализации бизнеса (при необходимости).
Этапы организации деятельности пример заполнения
Наименование этапа | Период времени |
Приобретение необходимого оборудования и инвентаря | В течение месяца с момента заключения социального контракта |
Заключение арендного договора и подготовка помещения для осуществления деятельности | В течение месяца с момента заключения социального контракта |
Проведение рекламных мероприятий | В течение месяца с момента заключения социального контракта |
Закупка расходного материала | В течение месяца с момента заключения социального контракта |
Оказание услуг | Начиная со второго месяца заключения социального контракта |
Расчеты с клиентами | По факту выполнения услуг |
А также необходимо указать, как будет производиться выбор поставщиков оборудования, сырья, материалов и прочего, необходимого для запуска бизнеса.
Перечень необходимого оборудования, сырья и материалов, необходимых для начала предпринимательской деятельности, на приобретение которых будет направлена денежная выплата в рамках социального контракта, а также собственные средства (при наличии).
При расчетах следует учитывать следующее:
- денежная выплата по социальному контракту составляет не более
250 000 рублей; - компенсация расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога
на профессиональный доход составляет не более 5% суммы, выплаченной гражданину; - на аренду помещения (включая коммунальные платежи), необходимого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, составляет не более 15% суммы, выплаченной гражданину;
- оставшаяся часть денежной выплаты может быть направлена
на приобретение основных средств и материально-производственных запасов (сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция и другие материальные ценности, участвующие в процессе производства).
Раздел «Маркетинговый план»
Какие методы реализации продукции будут использоваться (продажа конечному потребителю, предприятиям оптовой или розничной торговли) и почему выбран именно этот способ.
Виды и характеристика производимых (реализуемых) товаров (работ, услуг) – необходимо описать какую продукцию (товары, работы, услуги) предлагает гражданин покупателям (качество, упаковка, сроки и условия эксплуатации и т.д.) с указанием цены, которую планируется на них установить.
Какие каналы продаж планируются использовать (каким образом будет осуществляться сбыт продукции – продажи в торговых точках, персональные продажи, через сайт, социальные сети и т.д.). Где (в каком районе) живут его будущие клиенты (покупатели). Каковы географические пределы сбыта продукции (микрорайон, город и т.д.)
Кроме того, необходимо описать ситуацию на рынке для данной продукции (товара или услуги). Является ли спрос растущим, стабильным, или падающим. Указать по каким ценам сейчас покупают аналогичные товары, услуги. Кто основные конкуренты на рынке и какие цены они устанавливают на подобные товары и услуги.
Какие характеристики делают товар (услугу), отличающийся
от конкурентов. Какие виды рекламы и методы стимулирования продаж планируются использовать в начале бизнеса для продвижения на рынке. Ориентировочный объем затрат в рублях, который планируется направить на рекламу и продвижение за 1 месяц и за первый год.
Раздел «Финансовый план»
Расчет затрат и калькуляция себестоимости.
Для расчета затрат на производство продукции/услуги необходимо определить существенные статьи затрат, при этом необходимо учитывать все возможные расходы для открытия и ведения бизнеса.
В первую очередь необходимо определить прямые материальные затраты – стоимость сырья и материалов на производство каждого наименования продукции или услуги (при условии того, что гражданин, например, оказываете не одну, а несколько видов услуг), которые становятся частью готового продукта или услуги. Необходимо включить только те материалы, количество которых определяется достаточно легко и которые являются дорогостоящими, чтобы зачесть их в прямые материальные затраты.
Для предприятий торговли прямыми материальными затратами будут считаться затраты на закупку товаров для последующей перепродажи.
Произвести расчет прямых материальных затрат по каждому виду продукта или услуги. При этом отсутствующие позиции наименований затрат необходимо исключить и дополнить теми, которые необходимы.
Далее необходимо рассчитать объем прямых затрат для планируемого среднего объема продаж продукции на месяц. Расчет производится по каждому продукту (товару) или услуге.
Следующий шаг – это определение косвенных затрат.
Указываются
какие иные затраты будет нести гражданин при осуществлении деятельности,
которые не имеют прямого отношения
к себестоимости каждого конкретного продукта или услуги (например, коммунальные
расходы, аренда помещения или имущества, административные и торговые расходы,
расходы на продвижение и рекламу и т.д.). Такие затраты являются косвенными.
Необходимо произвести расчет планируемых косвенных затрат при этом отсутствующие позиции наименований затрат необходимо исключить и дополнить теми, которые необходимы.
Далее необходимо определить общие расходы, которые будут осуществляться каждый месяц с целью последующего составления плана доходов и расходов.
В целях детализации показателей для последующего расчета прогноза доходов и расходов нужно сделать аналогичный расчет на год с помесячной разбивкой.
Для расчета основных финансовых результатов необходимо составить прогноз доходов и расходов, который показывает степень прибыльности бизнеса, после учета всех расходов за 1 календарный год.
Таким образом, получается план доходов и расходов на первый год бизнеса.
Раздел «Оценка риска»
В данном разделе указывается, какие наиболее существенные факторы риска имеются для реализации бизнес-плана (например: валютные – при закупке иностранных комплектующих и материалов, климатические – для сезонных товаров, снабженческие – при нестабильной работе поставщиков, сбытовые – при реализации товаров и услуг потребителям и проч.).
Также нужно указать меры, которые гражданин предпримет по минимизации рисков.
Раздел «Приложения и дополнения»
Информация этого раздела служит для усиления и подтверждения данных, указанных в других частях бизнес-плана. Рекомендуется включать иллюстрирующую, детализирующую или подтверждающую информацию, изложенную в основной части бизнес-плана.